20.03.2021
МБОУ «ДЖЕМИКЕНТСКАЯ СОШ»
Профессиональный кодекс учителя
Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.
1. Общие положения
1.1. Источники этики учителя
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ "Об образовании" и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.
1.2. Принципы этики учителя
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:
гуманность;
законность;
демократичность;
справедливость;
профессионализм;
взаимное уважение.
2. Личность учителя
2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.
2.2. Учитель не должен заниматься противо-культурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
2.4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.
2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.
3. Взаимоотношения учителя с учениками
3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в т. ч. по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3.3. Учитель беспристрастен, одинаково доброжелателен и благосклонен ко всем своим ученикам.
3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.
4. Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом
4.1. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ).
4.2. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
4.3. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
4.4. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
4.5. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.
4.6. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
4.7. Инициатива приветствуется.
4.8. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
4.9. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.
5. Взаимоотношения учителя с родителями учеников
5.1. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.
5.2. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
5.3. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.
5.4. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
5.5. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.
6. Взаимоотношения учителя с обществом и государством
6.1. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.
6.2. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
6.3. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.
7. Заключительные положения
7.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ должен оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе Кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного Кодекса.
7.2. Нарушение положений Кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – профессиональной организацией более высокого уровня.